Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130
Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ-130?
На автомобиле ЗИЛ-130 установлена механическая трехходовая пятиступенчатая коробка передач, имеющая пять передач для движения вперед и одну для движения задним ходом. В коробке (рис.128, а) имеется два синхронизатора инерционного типа для включения II и III (9), IV и V (5) передач. В картере 20 на подшипниках смонтирован первичный (ведущий) вал 2, изготовленный заодно с косозубой шестерней 4 и зубчатым венцом для включения V (прямой) передачи. В расточке вала установлен роликовый цилиндрический подшипник, на который передним концом опирается вторичный вал 3. В нижней части картера имеется промежуточный вал 14, на котором жестко закреплена косозубая шестерня 1, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней 4 первичного вала, а также косозубые шестерни II 16, III 18 и IV 19 передач. Кроме того, на валу выполнены прямозубые шестерни 17 для передачи заднего хода и 15 I передачи. На шлицах вторичного вала смонтирована прямозубая шестерня-каретка 11 для включения I передачи и заднего хода, а также зубчатые каретки синхронизаторов 5 и 9. Свободно установлены на вторичном валу косозубые шестерни: 10 – для включения II, 7 – III и 6 – IV передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. В нижней части прилива картера жестко закреплена ось 13, на которой на роликовых цилиндрических подшипниках установлен блок прямозубых шестерен 12 заднего хода. Большая его шестерня 12 находится в постоянном зацеплении с шестерней 17 промежуточного вала. Внутренняя полость картера заполняется жидким трансмиссионным
маслом и закрывается крышкой, в которой находится механизм переключения передач, устроенный так же, как и в автомобиле ГАЗ-53А.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130
Рис.128. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130:
а – устройство передачи; б – первая; в – вторая; г – третья; д – четвертая; е – пятая; ж – задний ход.
Как работает коробка передач автомобиля ЗИЛ-130?
(//eam.com.ua)
При включении I передачи шестерня-каретка 11, перемещаясь по шлицам, войдет в зацепление с шестерней 15 I передачи на промежуточном валу. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни постоянного зацепления 4 и 1 и далее шестерни 15 и 11 на вторичный вал (рис.128, б). Передаточное отношение UК1 = 7,44.
При включении II передачи зубчатая муфта синхронизатора 9 входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 10 II передачи, а так как эта шестерня уже находится в зацеплении с шестерней 16 промежуточного вала, то крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1, 16 и 10, зубчатую муфту синхронизатора 9 на вторичный вал (рис.128, в). Передаточное отношение UК2 = 4,1.
При включении III передачи муфта синхронизатора 9 выходит из зацепления с шестерней 10 II передачи и, передвигаясь по шлицам, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 7 Ш передачи, которая уже находится в зацеплении с шестерней 18 III передачи промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1 постоянного зацепления, 18 и 7 III передачи, зубчатую муфту синхронизатора 9 на вторичный вал (рис.128, г). Передаточное отношение UК3 = 2,29.
С включением IV передачи в
работу вступает синхронизатор 5. Его муфта, передвигаясь, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 6 IV передачи, которая находится в зацеплении с шестерней 19 IV передачи промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1, 19 и 6, зубчатую муфту синхронизатора 5 на вторичный вал (рис.128, д). Переда точное отношение UК4 = 1,47.
При включении пятой передачи муфта синхронизатора 5 выходит из зацепления с шестерней 6 IV передачи и, передвигаясь, входит в зацепление с внутренними зубьями, выполненными на шестерне 4 первичного вала, и соединяет первичный и вторичный валы в единый вал, который и передает крутящий момент непосредственно на карданную передачу автомобиля (рис.128, е). Передаточное отношение UК5 = 1,0.
При включении передачи заднего хода шестерня-каретка 11, передвигаясь по шлицам вправо (рис.128, ж), входит в зацепление с меньшей шестерней 12 блока шестерен заднего хода, большая шестерня которого уже находится в зацеплении с шестерней 17 промежуточного вала. Крутящий момент будет передаваться от первичного вала через шестерни 4 и 1, 17 и 12’, 12’’ и 11 на вторичный вал, изменив при этом направления вращения. Передаточное отношение UКЗХ = 7,09.
Коробка переключения передач КПП ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 — «Agrotorg»